Тел.: +7(915)814-09-51 (WhatsApp)
E-mail:

Russian English
scientificjournal-foto2

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.

Печатная версия журнала «Вестник науки и образования» выходит ежемесячно (ориентировочно 19 числа, ежемесячно уточняется). Следующая печатная версия журнала выйдет - 19.12.2025 г. Статьи принимаются до 16.12.2025 г.

В электронной официальной версии (Роскомназдор Эл № ФС77-58456) журнала Вы можете опубликовать статью моментально после одобрения её публикации. Как отдельный электронный журнал, журнал выходит 1 раз в месяц. Следующая электронная версия журнала выйдет - 02.12.2025 г. Статьи принимаются до 01.12.2025 г.



Батманова С.С., Якубова Ф.Р.

Батманова София Сергеевна – студент

Якубова Фериде Рустемовна - кандидат педагогических наук, доцент

кафедра специального (дефектологического) образования,

КИПУ имени Февзи Якубова,

г. Симферополь

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме коррекции стойких нарушений грамматического оформления речи, в частности согласования слов, у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Автором проанализированы специфические трудности учащихся с ЗПР, сохраняющиеся на этапе школьного обучения и препятствующие успешному освоению письменной речи: несформированность языковых обобщений, дефицит оперативной памяти и слабость контроля. В статье представлена модель коррекционно-развивающей работы, интегрированной в АООП НОО, включающая целевой, содержательный, организационный и оценочный компоненты. Детализированы содержательные модули, направленные на преодоление аграмматизмов в устной речи и профилактику дисграфических ошибок на письме. Особое внимание уделяется принципам метапредметности, когнитивной визуализации и сознательному усвоению грамматических закономерностей. Практическая значимость работы заключается в предложении конкретных этапов, методов и дидактических приемов, которые могут быть использованы учителями-дефектологами, логопедами и учителями начальных классов при проектировании и реализации АООП НОО для учащихся с ЗПР. Результатом внедрения предложенной системы является формирование навыков точного грамматического оформления высказывания, что служит основой для академической успеваемости.

Ключевые слова: задержка психического развития, младшие школьники, нарушение согласования, аграмматизмы, дисграфия, адаптированная основная общеобразовательная программа, коррекционно-развивающая работа, содержательные модули, грамматический строй речи.

CORRTCRION OF COORDINATION DISORDERS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION: STRUCTURAL COMPONENTS AND CONTENT MODULES OF THE ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM

Batmanova S.S., Yakubova F.R.

Batmanova Sofia Sergeevna - student

Yakubova Feride Rustemovna - PhD in Pedagogic Sciences, associate Professor

DEPARTMENT OF SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION

FEVZI YAKUBOV CRIMEAN INSTITUTE OF EDUCATION,

SIMFEROPOL

Abstract: The article is devoted to the topical problem of correcting persistent violations of the grammatical formulation of speech, in particular the coordination of words, in primary school children with mental retardation (MD) within the framework of the implementation of the Adapted Basic General Education Program of Primary General Education (ABEP PGE). The author analyzes the specific difficulties of students with MD that persist at the stage of schooling and hinder the successful mastery of written speech: lack of formation of linguistic generalizations, deficit of working memory and weakness of control. The article presents a model of correctional and developmental work integrated into the ABEP PGE, including target, content, organizational and evaluative components. Content modules aimed at overcoming agrammatisms in oral speech and preventing dysgraphic errors in writing are detailed. Special attention is paid to the principles of meta-subjectivity, cognitive visualization and conscious assimilation of grammatical patterns. The practical significance of the work lies in the proposal of specific stages, methods and didactic techniques, which can be used by teachers-defectologists, speech therapists and primary school teachers when designing and implementing ABEP PGE for students with MD. The result of the implementation of the proposed system is the formation of skills for accurate grammatical formulation of statements, which serves as the basis for academic performance.

Keywords: mental retardation, primary school children, coordination disorder, agrammatisms, dysgraphia, adapted basic general education program, correctional and developmental work, content modules, grammatical structure of speech.

Список литературы / References

  1. Ахутина Т.В., Величенкова О.А., Иншакова О.Б. Нарушения письменной речи у младших школьников: учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2019. – 280 с.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2018. – 330 с.
  3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 184 с.
  4. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 112 с.
  5. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2017. – 352 с.
  6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (проект) / Под ред. М.М. Семаго. – М.: Просвещение, 2022. – 215 с.
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2021 № 64101).
  8. Малофеев Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 3–18.
  9. Безрукова О.А., Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2021. – 192 с.
  10. Величенкова О.А. Современные подходы к преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников // Специальное образование. – 2021. – № 3. – С. 92–101.
  11. Яссман Л.В. Коррекция системного недоразвития речи у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. – 2022. – № 1. – С. 45–53.
  12. Сунцова А.В. Развиваем внимание, память, мышление. Для младших школьников. – СПб.: Питер, 2020. – 96 с.

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Батманова С.С., Якубова Ф.Р. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ АООП НОО // Вестник науки и образования №12 (167), 2025, C. {см. журнал}.

 scientificjournal

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  

Кто на сайте

Сейчас на сайте 722 гостя и нет пользователей

Импакт-фактор

Вконтакте

REGBAN