Адамова Г. Н., Бурдина М. А. РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Вестник науки и образования №2 (26), 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VNO-26/rabota-s-tekstom.pdf (Дата обращения: ХХ.ХХ.201Х). Тип лицензии на данную статью – CC BY 3.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.
Адамова Галина Николаевна / Adamova Galina - учитель русского языка и литературы;
Бурдина Марина Анатольевна / Burdina Marina - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1, г. Ноябрьск
Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме приемам работы с текстом на уроках русского языка и литературы (из опыта работы). Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Нашли ответ на этот вопрос, познакомившись с системой заданий на понимание текста по методике О. Н. Зайцевой. В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание существенно обогащается за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Во-вторых, сам список вопросов – тоже текст. В-третьих, даже если не читать вопросы к произведению полностью, а отвечать на них сразу по прочтении каждого последующего, происходит коммуникация по поводу текста. Мы читаем и пытаемся осмыслить все языковые единицы, из которых складывается текст. Новый взгляд на грамотность. Работа имеет междисциплинарный характер. Значительное внимание уделяется работе с текстом на уроках русского языка и литературы, а также ключевые этапы такой работы. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины неумения ученика работать с текстом.
Abstract: elements of experience of teachers on formation of the trained all-educational skills of work with text information are presented in the article "Work with the Text at Lessons of Russian and Literature". This article – attempt to analyse experience with text material by O. N. Zaytseva's technique. This technique is directed on formation of reader's competence in general. The offered tasks are directed on the organization of the educational activity of pupils connected with understanding of the text as means of universal communication. The presented tasks train pupils for full assimilation of information of texts of all styles and types. The ways of teaching children to understand the text are revealed by concrete examples. In the methodical plan a task is organized on the basis of all-educational technology, considering the main requirements to reading. Relevance of the presented experience increases in conditions of implementation of the interdisciplinary program "Strategy of Semantic Reading and Work with the Text" within introduction of FGOS. Article is addressed to the teachers working in the conditions of introduction of FGOS.
Ключевые слова: текст – это интегративная единица, учащиеся невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство, анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, список вопросов – тоже текст, ответы на них – тоже текст, смыслопостижение и смыслопорождение, урок-коммуникация – это поиск, формирование УУД.
Keywords: the text is integrative unit, pupils involuntarily enrich the cultural baggage, form ideas of different aspects of life, different eras, improve moral sense, the analysis of the text is useful by preparation for the composition and a statement, the list of questions – too the text, answers to them – too the text, a smyslopostizheniye and a smysloporozhdeniye, the lesson communication is a search, formation of UUD.
Литература
- Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л. В. Занков. М., 1984.
- Концепция учебно–методического комплекса «Перспектива». Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова. М., Просвещение, 2011.
- Исторический подход к изучению русского языка в школе // Современная парадигма и школьные учебники по русскому языку. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2-3 ноября 2000г. Оренбург, 2000.
- Литературное образование 5-6 класс. Методическое пособие для учителя. // М., Дрофа, 1996, 1998, 2001, 2005 гг.
- Система уроков по работе с картиной В. И. Cурикова «Переход Суворова через Альпы» в курсе учебного предмета «русский язык». Обучение написанию сочинения по картине. // Образование в современной школе, 2000. № 5-6. C 13-23 и другие.
- Ребёнок и уход за ним. Б. Спок. Архангельск,1990.
- Требования к современному уроку. Методическое пособие. М. М. Поташкин. Москва. Центр педагогического образования, 2008.
- Нефёдова Р. М., Андреева И. В. Анализ художественного текста // Русский язык в национальной школе, 1989. № 12. С.31.
- Сабынина О. И. Лингвистический анализ текста в классе с углублённым изучением русского языка// Русский язык в школе, 1991. № 3. С.33.
- Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5-8 класс/ О. Н. Зайцева. М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |