Пьянова М.В.
Email: Pyanova641@scientifictext.ru
Пьянова Марина Валерьевна - кандидат филологических наук, заведующая кафедрой, кафедра иностранных языков, Институт отраслевого менеджмента Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье показано состояние исследований проблемы развития критического мышления, анализируются теоретические подходы к этой проблеме в Российской Федерации и за рубежом. Приведены примеры практического применения педагогических технологий развития критического мышления при изучении иностранного языка специалистами ряда высших учебных заведений России. Освещен опыт развития критического мышления у студентов на кафедре иностранных языков Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС при Президенте РФ.
Ключевые слова: критическое мышление, иностранные языки, педагогические технологии, методика преподавания.
ON THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Pyanova M.V.
Pyanova Marina Valerievna - Candidate of Philology, Head of Department, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, INSTITUTE OF INDUSTRY MANAGEMENT RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, MOSCOW
Abstract: the article shows the state of research on the development of critical thinking, analyzes the approaches to this problem in the Russian Federation and abroad. There are some examples of practical application of pedagogical technologies of development of critical thinking in the study of a foreign language by specialists of a number of higher educational institutions of Russia. The article highlights the experience of students development of critical thinking at the Department of foreign languages of the Institute of Industry Management of RANEPA.
Keywords: critical thinking, foreign languages, pedagogical technologies, teaching method.
Список литературы / References
- Блонский П.П. Задачи и методы народной школы. // Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. С. 39-85.
- Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 г. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. С. 120-126.
- Вострикова Н.М. Критическое мышление как психолого-педагогический феном в условиях компетентностного подхода. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал, 2012. № 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6723/ (дата обращения: 05.10.2017).
- Климова Т.В. Способы формирования критического мышления студента / Т.В. Климова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2012. № 2 (138). С. 78-85.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление. [Электронный ресурс] / Д. Клустер // Русский язык. № 29/2002. Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902/ (дата обращения: 12.10.2017).
- Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
- Матухин Д.Л. Технология формирования критического мышления в обучении иностранным языкам / Д.Л. Матухин // Вестник Вятского государственного университета, 2010. № 3 (3). С. 69-74.
- Мачнева Л.Ф. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку в вузе. / Л.Ф. Мачнева, В.В. Мороз // Вызовы XXI века и образование: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 3–6 февраля 2006 г. Секция 6. Оренбург: ОГУ, 2006. С. 129-133.
- Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Оренбург, 2004. 22 с.
- Носырева С.Г. Модель формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка / С.Г. Носырева // Теория и практика общественного развития. Педагогические науки, 2012. № 7. С. 110-114.
- Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография / Н.Ф. Плотникова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 84 с.
- Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/93/ (дата обращения: 18.11.2017).
- Сапух Т.В. Развитие критического мышления как базис студентоцентрированного образования. [Электронный ресурс] / Т.В. Сапух // Современные исследования социальных проблем, 2014. № 9 (41). С. 202-216. Режим доступа: www.sisp.nkras.ru/ (дата обращения: 08.10.2017).
- Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2010. 21 с.
- Halpern D.F. Thought and knowledge : an introduction to critical thinking / Diane F. Halpern. 5 Edition. - New York: Psychology Press, 2014. 654 p.
- Lai E.R. Critical Thinking: A Literatures Review. June 2011 / Emily R. Lai. Pearson Research Reports. 49 p.
- New Language Leader. Practice Guide: Pre-Intermediate / L. Ezhova, O. Smirnova, O.Kirillova, I. Cheremina, K. Misakyan. M.: RANEPA, 2016. 117 p.
- Paul R. The Miniature Guide to Critical Thinking / R. Paul, L. Elder. Dillon Beach, CA: Foundation for Critical Thinking Press, 2008. 24 p.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. |
||
Электронная версия. Пьянова М.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ // Вестник науки и образования №5 (41), 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2018/VNO-41/k-voprosu.pdf (Дата обращения: ХХ.ХХ.201Х). Печатная версия. Пьянова М.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ // Вестник науки и образования №5 (41), 2018, C. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |