Осипова Ю.В.
Осипова Юлия Вячеславовна – кандидат филологических наук, преподаватель филологических дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московский педагогический колледж, г. Москва
Аннотация: в статье на материале трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» проанализирована символическая модель этого произведения. Слепой скрипач, «виденье гробовое», мрак, яд, «мысли черные», опера Тарар, Сальери, Моцарт, Бомарше, черный человек. Все эти символические образы являются многозначными и входят в символическую семантику «черного», столь характерную для поэтики Пушкина 1830-х гг. Квитэссенцию символики «черного» начинает обретать Requiem, который пушкинскому Моцарту все же удалось исполнить для Сальери.
Примечательно, что в субъективном авторском плане Моцарт и Сальери – лики единой сущности самого Пушкина.
Ключевые слова: архетипическое, композиция, поэтика, рецепция, символическое, символическое ассоциативное поле
SYMBOLIC IN THE TRAGEDY OF A.S. PUSHKIN “MOZART AND SALIERI” 225 - THE BIRTH ANNIVERSARY OF A. S. PUSHKIN (1799-1837)
Osipova Yu.V.
Osipova Yulia Vacheslavovna – PhD in Philology, Teacher of philological disciplines, STATE BUDGETARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION PEDAGOGICAL COLLEGE № 10, MOSCOW
Abstract: in an article based on the tragedy of A.S. Pushkin's "Mozart and Salieri" the symbolic model of this work is analyzed. Blind violinist, “coffin vision”, darkness, poison, “black thoughts”, opera Tarar, Salieri, Mozart, Beaumarchais, black man. All these symbolic images are multi-valued and are included in the symbolic semantics of “black”, so characteristic of Pushkin’s poetics of the 1830s. The Requiem, which Pushkin’s Mozart nevertheless managed to perform for Salieri, begins to acquire the essence of the symbolism of “black.”
It is noteworthy that, from a subjective author’s point of view, Mozart and Salieri are faces of the single essence of Pushkin himself.
Keywords: archetypal, composition, poetics, reception, symboliс, symbolic associative field.
Список литературы / References
- Пушкин А.С. Полн. cобр. соч.: В 16-ти тт., 8 т., М.; Л.: АН СССР, 1937-1949.
- Александрова Е.Г. Нравственно-философская позиция А.С. Пушкина в художественном цикле «Маленьких трагедий»: дис. канд. фил. наук: 10.01.01 – Русская литература. Омск, 2000.
- Александрова Е.Г. Духовно-эстетическое своеобразие и идейно-композиционное новаторство «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина в культурно-жанровом контексте: дис. докт. фил. наук: 10.01.01 – Русская литература, Абакан, 2011.
- Иванов В.И. К проблеме звукообраза у Пушкина // Пушкин в русской философской критики, конец XIX–пол. XX в. – СПб: Университетская книга, 1999. – с. 242-247.
- Кашурников Н.А. «Маленькие трагедии» Пушкина: проблемы циклового смыслообразования: дис. канд. фил. наук: 10.01.01 – Русская литература, СПб, 2006.
- Лю Янькунь Функционирование творчества А.С. Пушкина в Китае: дис. канд. фил. наук: 10.01.01 – Русская литература, Пермь, 2019.
- Мейер Г. Черный человек. Идейно-художественный замысел «Моцарта и Сальери» // Заветы Пушкина. – М.: Эллис Лак, 1998. – с.226-240.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. – М.: Советск. энцикл., 1991-1992.
- Новикова М.А. Пушкинский комос. – М.: Наследие, 1995. – 354 с.
- Осипова Ю.В. Музыкальность поэтики А.С. Пушкина: интерпретация музыкальной природы стихотворения А.С. Пушкина «Осень». 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина посвящается // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education, Boston, USA, Jan 21-22, 2019.
- Осипова Ю.В. Пушкинские символы 1830-х гг. в пьесе М.А. Булгакова «Пушкин». 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина посвящается. 2019 год – год театра в России // Наука, образование и культура, 2019, №1, с.22-25.
- Осипова Ю.В. Тhe symbolic characteristic of urban space in the poetics of pushkin of the 1830s // LXIV International scientific and practical conference european research: innovation in science, education and technology, London, United Kingdom, 08 June 2020, р.37-41.
- Осипова Ю.В. Символика цвета в повести Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы современной науки и образования / Problems of mordern science and education, 2020, №6 (151), часть 1, с.42-48.
- Осипова Ю.В. К проблеме символики городского пространства в поэтике Пушкина 1830-х гг. (Пушкин «Сказки» и «Медный всадник») // Наука, образование и культура, №4 (59) июль, 2021, с.25-28.
- Осипова Ю.В. Functionality of the symbols of "black" in pushkin's poetics of the 1830s // LXXII International scientific and practical conference european research: innovation in science, education and technology,London, United Kingdom, 08 June 2021, p. 27-32.
- Скидан А. Из путеводителя по «Моцарту и Сальери» // Комментарии. – 1999. №17. – с.27-34.
- Щербинина О.Г. Символы русской культуры. – Екатеринбург: тезис, 1998, 159 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. |
||
Осипова Ю.В. СИМВОЛИЧЕСКОЕ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА “МОЦАРТ И САЛЬЕРИ” 225 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА (1799-1837) // Вестник науки и образования №3 (146), 2024 [Электронный ресурс]. Осипова Ю.В. СИМВОЛИЧЕСКОЕ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА “МОЦАРТ И САЛЬЕРИ” 225 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА (1799-1837) // Вестник науки и образования № 3 (146), 2024, C. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |