Тел.: +7(915)814-09-51 (WhatsApp)
E-mail:

Russian English
scientificjournal-foto2

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.

Печатная версия журнала «Вестник науки и образования» выходит ежемесячно (ориентировочно 19 числа, ежемесячно уточняется). Следующая печатная версия журнала выйдет - 20.12.2024 г. Статьи принимаются до 17.12.2024 г.

В электронной официальной версии (Роскомназдор Эл № ФС77-58456) журнала Вы можете опубликовать статью моментально после одобрения её публикации. Как отдельный электронный журнал, журнал выходит каждую пятницу. Следующая электронная версия журнала выйдет - 03.12.2024 г. Статьи принимаются до 29.11.2024 г.



Пашаева Ш.Ю.

Пашаева Шери Юсуфовна – кандидат исторических наук, докторант,

г. Махачкала

Аннотация: нужны новые научно-исторические подходы адекватные времени. Выявляется актуальная необходимость смены политического вектора при освещении истории города Дербент в сторону национальных интересов России и дагестанских автохтонных народов. Обозначается возрастание идеологической роли современного экскурсионного рассказа в процессе освещения истории города Дербент в туристическом сегменте. Говоря о геокультуре, речь идет о геополитике, строящейся на культурных критериях диалога, мира и безопасности, различения культурно «своих» и «чужих», в связи чем меняются приоритеты. Старые подходы, в том числе и научно-исторические, становятся неактуальными и уходят в прошлое. В научный оборот вводится особая оценочная шкала, которая ставит вопрос о культурном состоянии современного мира, выстраивающемся между двумя полюсами. Освещение истории в патриотическом ключе становится приоритетным в настоящее время. Ошибки советского прошлого так или иначе приходится признавать и исправлять в современное время, несмотря на всю сложность ситуации в этом отношении в некоторых многонациональных республиках. Особенно имеет место проблема длительного и устойчивого игнорирования национальных интересов дагестанских автохтонных народов Южного Дагестана при освещении истории Кавказской Албании и одного из самых древних городов – города Дербент. Город Дербент является культурной столицей Южного Дагестана и центром геокультурного пространства дагестанских автохтонных народов, в частности, лезгинских народов. Выдающийся российский востоковед Аликберов А. К. в связи с этим, например, пишет, что «признавая кавказских албан близкими по происхождению и языку восточнокавказскими племенами, многие исследователи, тем не менее, стараются сегодня избегать даже упоминания о лезгинских или в целом дагестанских народах, замалчивать их этническую, этнокультурную сопричастность.» [Albania Caucasica: Сб. статей. — Вып. I / предисл., подгот. А.К. Аликберов, М.С. Гаджиев / Российская акад. наук. Ин-т востоковедения. Дагестанский науч. центр. Ин-т истории, археологии и этнографии. — Институт востоковедения РАН, 2015, С. 22].  В ДНЦ РАН, в большей степени, привычка следовать установкам извне в интересах соседней закавказской республики идёт с советского времени и закрепилась уже в постсоветское время. Но настало время перемен. Подобное положение дел в отношении истории Южного Дагестана и города Дербент не только не может уже более продолжаться, а становится деструктивным, противоречащим национальным интересам республики и страны. В настоящее время, особенно в связи со всеми происходящими в мире глобальными геополитическими сдвигами, встаёт вопрос качественной перезагрузки политики в отношении освещения истории древнейшего города России – города Дербент – в сторону интересов России и национальных культур дагестанских автохтонных народов. Необходимо прояснить научные приоритеты в этом направлении, признать серьёзные перекосы в официально утверждённой (сасанидской) версии истории Дербент, перешедшие в информационное сопровождение экскурсий музея-заповедника «Нарын-кала» в Республике Дагестан, а отсюда распространяемые и по всей России. Город Дербент стал местом массового внутреннего российского туризма. С каждым годом туристический поток всё более многочисленнее. В связи с чем возрастает политико-идеологическая роль экскурсионного рассказа на территории музея-заповедника «Нарын-кала» и всего информационного поля республики. В результате проведённого анализа сложившегося вокруг истории города Дербент информационного фона выяснилось, что история крепости и города в республике освещается крайне односторонне. Российский турист не получает качественной полноценной исторической справки о городе Дербент, не узнаёт альтернативных исторических версий истории происхождения крепости «Нарын-кала», а главное, абсолютно не освещается роль местных дагестанских автохтонных народов в его сооружении в прошлом. На сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда в официальных экскурсионных рассказах музея-заповедника «Нарын-кала» замалчиваются все прочие версии происхождения крепости, кроме сасанидской. Если более конкретно, то замалчивается: античный период истории города Дербент в составе Кавказской Албании; христианская история города и факт нахождения на территории цитадели древних сооружений, которые археологи, причастные к их обнаружению и исследованию, считают памятниками самого раннего христианства на территории России; факт противоречивости сведений источников относительно истории происхождения крепости; невозможность объяснить название цитадели «Нарын-кала»; недоказанность, спорность и условность официально утверждённой в 2012 году даты возраста Дербента; историческая роль автохтонных народов Южного Дагестана в истории крепости «Нарын-кала» и города Дербент. Проблема больше заключается в самой дагестанской историографии, задавшей в советское время определённый политический вектор в этом отношении, которого придерживаются новые поколения историков, а музей-заповедник «Нарын-кала» проводит заданный вектор уже в формате изложения истории города Дербента в туристическом сегменте, откуда односторонняя информация распространяется по всей стране. Также существует большой узел противоречий относительно официально утверждённой в 2012 года юбилейной даты города Дербент, выражающиеся в научной полемике двух известных главных оппонентов. Но научные споры остаются за рамкой понимания обычного российского туриста, который приезжает смотреть древности и желает получать полноценную информацию об историческом объекте. Несмотря на всё противодействие со стороны сторонников официально утверждённой даты, историко-археологические исследования продолжаются, окончательная точка на выявлении возраста города не поставлена. Здоровая научная полемика – это то, чего не хватает в теме возраста Дербента. За принципиальным нежеланием допускать иного подхода к истории города Дербент стоят не столько учёные, сколько определённые этнополитические круги. В теме существует мощное внешнеполитическое влияние. Соседняя закавказская республика, не заинтересованная в выявлении исторической роли дагестанских автохтонных народов в строительстве древней цитадели, популяризирует собственную версию в своих национальных интересах, которую через своё научное лобби навязывают и ДНЦ РАН. Современные национальные интересы государства диктуют перемены в исторических подходах. Продолжать преподносить историю города Дербент в интересах чужой идеологии в ущерб интересам дагестанских автохтонных народов становится неприемлемым. Необходима перезагрузка в этом отношении. Идеологическая важность города Дербент недооценена и над этим необходимо работать. Ещё Пётр Первый уделял внимание городу Дербент не просто как военно-стратегическому и экономическому центру, а что более важно, как идеологическому форпосту России на Кавказе. «Император придавал большое значение Дербенту как оплоту российского влияния на Кавказе…» [Иноцемцева Е. И. Дербент в культурно-цивилизационном пространстве средневековья: специфика и особенности. С.5.]. «Как оплоту российского влияния на Кавказе» – в этих словах ключ к пониманию идеологической важности города Дербент в общенациональных интересах России. Для того, чтобы составить идеологически правильный и полноценный экскурсионный рассказ об истории цитадели, нужно изменить общий подход к истории города Дербент, что необычайно важно и актуально. Судьба Дербента и Дагестана навсегда связана с Россией, потому история города должна освещаться в интересах России и российских дагестанских автохтонных народов. Неприемлемо и восхваление в экскурсионном рассказе бесчисленных иноземных завоевателей, якобы принёсших сюда «культуру», игнорируя при этом дагестанские автохтонные народы, действительно сыгравшие основную роль в строительстве фортификационных сооружений, а также замалчивая историю города Дербент как северной христианской столицы Кавказской Албании. Цитата из статьи А. К. Аликберова лучше всего раскрывает суть серьёзной научной проблемы относительно истории города Дербент, разворачивая тему в сторону интересов России и населяющих его уникальных народов с древней историей и культурой. «Разделенность советской академической науки на региональные научные школы, исследовавшие проблемы истории в строго определенных географических рамках своих «республик», привела к парадоксальной ситуации, когда историческое прошлое дагестанских, в том числе лезгинских, народов изучалось почти исключительно в рамках сегодняшних административных границ Дагестана. В качестве объекта исторического анализа в основном рассматривались территории, политические образования, а не народы, которые, собственно, и творили историю. Тем самым единый исторический процесс на Восточном Кавказе искусственно разрывался на части. Возвращение к парадигме субъектности народов в истории позволяет рассматривать историю Кавказской Албании в качестве составной части истории не только азербайджанского, но прежде всего лезгинских (а в широком смысле — дагестанских) народов.» [Аликберов А. А. Там же. С.24]. Он же пишет: «Сегодня в России идет сложный процесс гармонизации различных идентичностей — этнической, религиозной, культурной, исторической и гражданской. …Проблема гармонизации идентичностей характерна для всех постсоветских стран, находящихся в процессе все еще продолжающейся общественной трансформации. Ясно, что в первую очередь необходимо изучать историю народов вместо истории территорий, однако для гармоничного гражданского воспитания не менее важно вписывать историю народа в историю страны, в которой этот народ живет. Подобная постановка вопроса позволяет ввести в российскую историческую науку еще один тематический дискурс, до сих пор мало осознаваемый и артикулируемый. Речь идет о необходимости рассматривать историю Кавказской Албании как часть истории России, а не только Азербайджана, Армении и Грузии» [Там же. С.25-26]. История города Дербент античного периода и раннего средневековья это неотъемлемая часть истории Кавказской Албании, которую нужно преподносить в контексте истории Кавказской Албании и местных автохтонных народов. Дагестанские автохтонные народы имеют право на справедливое и честное освещение своей истории в собственной стране. Российский патриотизм предусматривает патриотизм и на уровне своего народа, республики, региона, города, села. При освещении истории великих памятников истории и культуры российских народов не должна озвучиваться никакая внешняя пропаганда. Острейшие проблемы, с которыми столкнулось российское общество на современном этапе, вызывают острую необходимость освещения истории древних городов и культурно-исторических памятников страны с позиции российского патриотизма как основы духовно-нравственного единства всех народов России. В освещении истории происхождения цитадели «Нарын-кала» должны справедливо прозвучать все имеющиеся исторические версии о происхождении крепости «Нарын-кала» и полноценно озвучиваться роль местных автохтонных народов в строительстве древней цитадели. История города Дербента – история коренных российских народов Российской федерации, должна строиться на достоверном научно-историческом материале, полноценно раскрывающем все стороны данной темы, а по сути, содержать в себе идеологию, направленную на укрепление российской государственности.

 

Ключевые слова: Дербент, Дагестан, Россия, Цитадель «Нарын-кала», Дербент в новой стратегии России, Дербент в геополитике, Самый древний христианский город России, Туристический Дербент, История дербентской крепости, История города Дербент, История Кавказской Албании, Лезгинские народы, История лезгин, Дагестанские автохтонные народы, Южный Дагестан, Дербент – культурная столица Южного Дагестана, Самый древний христианский центр России, Экскурсия по музею-заповеднику «Нарын-кала», Экскурсионный рассказ об истории города Дербент, Перезагрузка истории города Дербент, Архитектурный комплекс Нарын-Кала, Дербентский государственный историко-архитектурный, Дербентский археологический музей-заповедник, Музейный комплекс посвящённый истории Дербента, Музей истории мировых культур и религий, Древний Дербент, Дербент – форпост российского влияния на Кавказе, туристический Дербент, музей-заповедник «Нарын-кала», возраст Дербента, происхождение дербентской крепости, Южный Дагестан, лезгины, Чол, Чор, Чога, Каспийский проход, Каспийские Ворота, Албанские Ворота, Юго-Восточный Кавказ, Кавказ.

THE CITY OF DERBENT IN THE NEW GEOCULTURAL STRATEGY OF RUSSIA

Pashaeva Sh.Yu.

Pashayeva Sheri Yusufovna – candidate of historical sciences, doctoral student,

Makhachkala

Abstract: we need new scientific and historical approaches adequate to the times. The urgent need to change the political vector when covering the history of the city of Derbent in the direction of the national interests of Russia and the Dagestan autochthonous peoples is revealed. The growth of the ideological role of the modern excursion story in the process of covering the history of the city of Derbent in the tourist segment is indicated. Speaking of geoculture, we are talking about geopolitics, built on the cultural criteria of dialogue, peace and security, distinguishing culturally «us» and «them», in connection with which priorities change. Old approaches, including scientific and historical ones, become irrelevant and become a thing of the past. A special assessment scale is being introduced into scientific circulation, which raises the question of the cultural state of the modern world, lining up between two poles. Covering history in a patriotic way is becoming a priority at the present time. The mistakes of the Soviet past one way or another have to be recognized and corrected in modern times, despite the complexity of the situation in this regard in some multinational republics. Especially there is the problem of long-term and sustainable disregard for the national interests of the Dagestan autochthonous peoples of Southern Dagestan when covering the history of Caucasian Albania and one of the most ancient cities - the city of Derbent. The city of Derbent is the cultural capital of Southern Dagestan and the center of the geocultural space of the Dagestan autochthonous peoples, in particular, the Lezgin peoples. The outstanding Russian orientalist Alikberov A.K. in this regard, for example, writes that “recognizing the Caucasian Albanians as East Caucasian tribes close in origin and language, many researchers, however, today try to avoid even mentioning the Lezgin or Dagestan peoples in general, hush up their ethnic, ethno-cultural involvement» [Albania Caucasica: Collection of articles. - Issue I / foreword, prepared by A.K. Alikberov, M.S. Gadzhiev / Russian academy. Sciences. Institute of Oriental Studies. Dagestan Scientific Center. Institute of History, archeology and ethnography, Institute of Oriental Studies RAS, 2015, p. 22]. In the DSC RAS, to a greater extent, the habit of following instructions from the outside in the interests of the neighboring Transcaucasian republic has been going on since the Soviet era and has already become entrenched in the post-Soviet era. But it's time for a change. This state of affairs in relation to the history of Southern Dagestan and the city of Derbent not only cannot continue, but becomes destructive, contrary to the national interests of the republic and the country. At present, especially in connection with all the global geopolitical shifts taking place in the world, the question arises of a qualitative reset of the policy regarding the coverage of the history of the ancient city of Russia - the city of Derbent - towards the interests of Russia and the national cultures of the Dagestan autochthonous peoples. It is necessary to clarify the scientific priorities in this direction, to recognize the serious distortions in the officially approved (Sasanian) version of the history of Derbent, which have passed into the information support of the excursions of the Naryn-Kala Museum-Reserve in the Republic of Dagestan, and from here are distributed throughout Russia. The city of Derbent has become a place of mass domestic Russian tourism. In this connection, the political and ideological role of the excursion story increases on the territory of the Naryn-Kala Museum-Reserve and the entire information field of the republic. As a result of the analysis of the information background that has developed around the history of the city of Derbent, it turned out that the history of the fortress and the city in the republic is covered extremely one-sidedly. A Russian tourist does not receive a high-quality, full-fledged historical information about the city of Derbent, does not recognize alternative historical versions of the history of the origin of the Naryn-Kala fortress, and most importantly, the role of local Dagestan autochthonous peoples in its construction in the past is absolutely not covered. Today we have a situation when in the official excursion stories of the museum-reserve «Naryn-kala» all other versions of the origin of the fortress, except for the Sasanian one, are hushed up. More specifically, it is hushed up: the ancient period of the history of the city of Derbent as part of Caucasian Albania; the Christian history of the city and the fact that ancient structures were located on the territory of the citadel, which archaeologists involved in their discovery and research consider to be monuments of the earliest Christianity in Russia; the fact of conflicting information sources regarding the history of the origin of the fortress; the inability to explain the name of the citadel «Naryn-kala»; lack of evidence, controversy and conventionality of the date of Derbent's age officially approved in 2012; the historical role of the autochthonous peoples of Southern Dagestan in the history of the fortress "Naryn-kala" and the city of Derbent. The problem lies more in the Dagestan historiography itself, which in Soviet times set a certain political vector in this regard, which new generations of historians adhere to, and the Naryn-Kala Museum-Reserve conducts a given vector already in the format of presenting the history of the city of Derbent in the tourist segment, from which one-sided information is disseminated throughout the country. There is also a large knot of contradictions regarding the officially approved in 2012 anniversary date of the city of Derbent, expressed in the scientific controversy of two well-known main opponents. But scientific disputes remain beyond the understanding of an ordinary Russian tourist who comes to see antiquities and wants to receive full information about a historical object. Despite all the opposition from supporters of the officially approved date, historical and archaeological research continues, the final point on identifying the age of the city has not been set. Healthy scientific controversy is what is lacking in the topic of Derbent's age. In the subject there is a powerful foreign policy influence. The neighboring Transcaucasian republic, which is not interested in revealing the historical role of the Dagestan autochthonous peoples in the construction of the ancient citadel, is popularizing its own version in its national interests, which, through its scientific lobby, has been imposed on the DSC RAS. Modern national interests of the state dictate changes in historical approaches. To continue to present the history of the city of Derbent in the interests of someone else's ideology to the detriment of the interests of the Dagestan autochthonous peoples becomes unacceptable. A reboot is needed in this regard. The ideological importance of the city of Derbent is underestimated and it needs to be worked on. Even Peter the Great paid attention to the city of Derbent not just as a military-strategic and economic center, but more importantly, as an ideological outpost of Russia in the Caucasus. «The Emperor attached great importance to Derbent as a stronghold of Russian influence in the Caucasus…» [Inozemtseva E.I. Derbent in the cultural and civilizational space of the Middle Ages: specificity and peculiarities. C.5.]. «As a stronghold of Russian influence in the Caucasus» – in these words is the key to understanding the ideological importance of the city of Derbent in the national interests of Russia. In order to compose an ideologically correct and complete excursion story about the history of the citadel, it is necessary to change the general approach to the history of the city of Derbent, which is extremely important and relevant. The fate of Derbent and Dagestan is forever connected with Russia, therefore the history of the city should be covered in the interests of Russia and the Russian Dagestan autochthonous peoples. It is also unacceptable to glorify in the excursion story the countless foreign conquerors who allegedly brought “culture” here, while ignoring the Dagestan autochthonous peoples, who really played the main role in the construction of fortifications, and also hushing up the history of the city of Derbent as the northern Christian capital of Caucasian Albania. A quote from an article by Alikberov A.K. best of all reveals the essence of a serious scientific problem regarding the history of the city of Derbent, turning the topic towards the interests of Russia and the unique peoples inhabiting it with ancient history and culture. «The division of Soviet academic science into regional scientific schools that studied the problems of history within the strictly defined geographical framework of their «republics» led to a paradoxical situation when the historical past of the Dagestan, including the Lezghin, peoples was studied almost exclusively within the current administrative boundaries of Dagestan. As an object of historical analysis, territories, political formations, and not peoples, who, in fact, made history, were mainly considered. Thus, a single historical process in the Eastern Caucasus was artificially torn apart. The return to the paradigm of the subjectivity of peoples in history allows us to consider the history of Caucasian Albania as an integral part of the history of not only the Azerbaijani, but above all the Lezgin (and in a broad sense, Dagestan) peoples». [Alikberov A. A. Ibid. S.24]. He writes: «Today in Russia there is a complex process of harmonization of various identities - ethnic, religious, cultural, historical and civil. ... The problem of harmonization of identities is characteristic of all post-Soviet countries that are in the process of still ongoing social transformation. It is clear that in the first place it is necessary to study the history of peoples instead of the history of territories, but for harmonious civic education it is equally important to inscribe the history of the people in the history of the country in which this people lives. Such a formulation of the question allows us to introduce another thematic discourse into Russian historical science, which is still little understood and articulated. We are talking about the need to consider the history of Caucasian Albania as part of the history of Russia, and not just Azerbaijan, Armenia and Georgia» [Ibid. S.25-26]. The history of the city of Derbent of the ancient period, the early Middle Ages is an integral part of the history of Caucasian Albania, which must be presented in the context of the history of Caucasian Albania and local autochthonous peoples. Dagestan autochthonous peoples have the right to fair and honest coverage of their history in their own country. Russian patriotism provides for patriotism at the level of its people, republic, region, city, village. When covering the history of the great monuments of history and culture of the Russian peoples, no external propaganda should be voiced. The most acute problems faced by Russian society at the present stage cause an urgent need to cover the history of ancient cities and cultural and historical monuments of the country from the position of Russian patriotism as the basis of the spiritual and moral unity of all the peoples of Russia. In covering the history of the origin of the Naryn-Kala citadel, all available historical versions about the origin of the Naryn-Kala fortress should be fairly voiced and the role of local autochthonous peoples in the construction of the ancient citadel should be fully voiced. The history of the city of Derbent - the history of the indigenous Russian peoples of the Russian Federation, should be based on reliable scientific and historical material that fully reveals all aspects of this topic, and in fact, contain an ideology aimed at strengthening the Russian statehood.

Keywords: Derbent, Dagestan, Russia, Naryn-Kala Citadel, Derbent in the new strategy of Russia, Derbent in geopolitics, The most ancient Christian city in Russia, Tourist Derbent, History of the Derbent fortress, History of the city of Derbent, History of Caucasian Albania, Lezgi peoples, History of the Lezgins, Dagestan autochthonous peoples, Southern Dagestan, Derbent - the cultural capital of Southern Dagestan, The most ancient Christian center of Russia, Excursion to the museum-reserve "Naryn-kala", Excursion story about the history of the city of Derbent, Reloading the history of the city of Derbent, Architectural complex Naryn- Cala, Derbent State Historical and Architectural Museum, Derbent Archaeological Museum-Reserve, Museum complex dedicated to the history of Derbent, Museum of the History of World Cultures and Religions, Ancient Derbent, Derbent - an outpost of Russian influence in the Caucasus, touristic Derbent, Naryn-Kala Museum-Reserve, the age of Derbent , the origin of the Derbent fortress, Southern Dagestan, Lezgins, Chol, Chor, Choga, the Caspian passage, the Caspian Gates, the Albanian Gates, the South-Eastern Caucasus, the Caucasus.

Список литературы / References

  1. Albania Caucasica: Сб. статей. — Вып. I / предисл., подгот. А.К. Аликберов, М.С. Гаджиев / Российская акад. наук. Ин-т востоковедения. Дагестанский науч. центр. Ин-т истории, археологии и этнографии. — Институт востоковедения РАН, 2015.
  2. Аликберов А.А. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.). Москва: Восточ. лит., 2003.
  3. Артамонов М.И. Древний Дербент // Советская археология. 1946. №8.
  4. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
  5. Ат-Табари. История пророков и царей /пер. А.Р. Шихсаидов // Рукописный фонд Института истории, археологии, этнографии ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 254. Л. 52.
  6. Баладзори. Книга завоевания стран /пер. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербаджана. Вып. 3. Баку, 1927.
  7. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Бартольд В.В. Сочинения: в 9т. Т. 2, ч. I. М., 1963.
  8. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью: в 3т. Т. 1. Казань, 1850.
  9. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: в 2т. Т. 2. М., 1958.
  10. Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана XII–XV вв. М., 1966.
  11. Бутков П.Г. Выдержки из «Проекта отчета о Персидской экспедиции в виде писем» // История география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв., 1796.
  12. Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы / под ред. М.А. Косвена и Х.М. Хашаева. М., 1958.
  13. Дудайти А.К. Бетеева М.М. Историческое место и роль города Дербента в российской и мировой истории. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2016. № 2. ISSN 0321–305.
  14. Елише. О Вардане и Армянской войне. Перевод И. А. Орбели. Ереван, 1957.
  15. Иноцемцева Е.И. Дербент в культурно-цивилизационном пространстве средневековья: специфика и особенности. Текст научной статьи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/derbent-v-kulturno-tsivilizatsionnom-prostranstve-srednevekovya-spetsifika-i-osobennosti/ (дата обращения: 28.05.2023).
  16. Каганкатваци Моисей. История агван. СПб, 1861.
  17. Каланкатуаци Мовсес. История страны Алуанк. (в 3-х книгах). II, 11; /Пер.с др.арм. Ш.В. Смбатяна/. Ереван, 1984.
  18. Кудрявцев А.А. Древний Дербент в истории раннехристианского мира //Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Т.67. Вып.3. С.910–929. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.21638/spbu02.2022.31
  19. Кудрявцев А.А. Раскопки в цитадели древнего Дербента //Археологические открытия. 1973. М., 1974.
  20. Кудрявцев А.А. Дербент – древнейший город России. Махачкала, 2015
  21. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М.: Наука, 1982.
  22. Кудрявцев А.А. «Мусульманский город Дагестана». Махачкала, 1994.
  23. Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана. М., 1969. С. 87–88; Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.
  24. Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, Махачкала, 1968.
  25. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей /пер. и ком. Г.В. Цулая. М., 1979.
  26. Нагиев Ф. «Термины родства у лезгин». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.academia.edu/10796833/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%B3%D0%B8%D0%BD/ (дата обращения: 28.05.2023).
  27. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906 / введ., пер. и прим. А.М. Ловягина // Путешественники об Азербайджане. Баку, 1961.
  28. Патканов К.П. Из нового списка «Географии», приписываемой Моисею Хоренскому». ЖМНП, 1883.
  29. Филимонов, Д.В. Исторические аспекты развития города Дербента / Д.В. Филимонов, М.Ю. Данилюк // Юный ученый. — 2022. — № 8 (60). — С. 27-33. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/60/3188/ (дата обращения: 28.05.2023).
  30. Тревер К. Очерки истории и культуры Кавказской Албании. М.-Л., 1959.
  31. Устинкин С.В., Рудаков А.В. Идентичность – объект современного глобального противоборства//Обозреватель – Observer. 2017. № 9. С. 60.
  32. Эскендеров Б. «Почему «Нарын-кала»?» // «Лезги газет» №24 от 17 июня 2021
  33. «Дагестанский эксперт: История Дербента уходит своими корнями к поселению 5-тысячелетней давности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/1597577/ (дата обращения: 28.05.2023).
  34. «Рамазан Абдулатипов – Александру Хлопонину. Дербенту не придадут особый статус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riaderbent.ru/nash-otvet-aleksandru-hloponinu-derbentu-pridadut-osobyy-status.html/ (дата обращения: 28.05.2023).
  35. «Рамазан Абдулатипов отказал Хлопонину предоставить Дербенту особый статус» См.видео с 25 минуты на ютуб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=q_4bE4BQTDQ&t=1693s/ (дата обращения: 28.05.2023).

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Пашаева Ш.Ю. ДЕРБЕНТ В НОВОЙ ГЕОКУЛЬТУРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ// Вестник науки и образования № 6 (137), 2023 [Электронный ресурс]. 

Пашаева Ш.Ю. ДЕРБЕНТ В НОВОЙ ГЕОКУЛЬТУРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ// Вестник науки и образования № 6 (137), 2023, C. {см. журнал}.

 scientificjournal

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  

Кто на сайте

Сейчас на сайте 369 гостей и нет пользователей

Импакт-фактор

Вконтакте

REGBAN