Печать

Мухитова Е.И., Колыванова В.В.

Мухитова Евгения Игоревна – старший преподаватель,

Колыванова Варвара Владимировна - старший преподаватель

кафедра теоретической и прикладной психологии,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

Аннотация: в статье рассматривается трансформация профессионального портрета психолога в системе образования в условиях вызовов современности. Анализируются ключевые компетенции, необходимые для эффективной работы, а также распространенные мифы, искажающие восприятие данной профессии педагогами, родителями и администрацией. Доказывается, что современный образовательный психолог — это не просто «утешитель» или «тестировщик», а многопрофильный специалист, выполняющий функции аналитика, проектировщика образовательной среды и агента изменений, чья деятельность должна опираться на доказательный подход.

Ключевые слова: психолог образования, профессиональные компетенции, мифы, психолого-педагогическое сопровождение, цифровая социализация, мягкие навыки, образовательная среда, доказательный подход.

COMPETENCIES OF A MODERN EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST: MYTH AND REALITY

Mukhitova E.I., Kolyvanova V.V.

Mukhitova Evgeniya Igorevna – Senior Lecturer,

Kolyvanova Varvara Vladimirovna – Senior Lecturer

DEPARTMENT OF THEORETICAL AND APPLIED PSYCHOLOGY,

PERM STATE HUMANITARIAN AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

PERM

Abstract: The article examines the transformation of the professional profile of a psychologist in the educational system in the context of modern challenges. It analyzes the key competencies required for effective work, as well as common myths that distort the perception of this profession by teachers, parents, and administrators. It is argued that the modern educational psychologist is not just a "comforter" or "tester," but a multidisciplinary specialist performing the functions of an analyst, a designer of the educational environment, and an agent of change, whose activities should be based on an evidence-based approach.

Keywords: educational psychologist, professional competencies, myths, psychological and pedagogical support, digital socialization, soft skills, educational environment, evidence-based approach.

Список литературы / References

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2000. 298 с.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. — М.: Просвещение, 1991. 232 с.
  4. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. - М.: Гардарики, 2004. 223 с.
  5. Карпов А.О., Марголис А.А. Доказательный подход в образовательной психологии: международный опыт и российские перспективы // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 1. С. 65-78.
  6. Обухов А.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2020. 480 с.
  7. Обухов А.С., Федорченко Е.В. Цифровая социализация: новые вызовы для психолога образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 2. С. 19-28.
  8. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н. «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог».
  9. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 407 с.
  10. Савенков А.И., Савенкова Т.Д. Мифы и реальность о работе психолога в образовательной организации // Психология и право. 2021. Т. 11. № 1. С. 78-92.
  11. Федоренко Е.Ю., Ковров В.В. Профилактика буллинга в образовательной организации: системный подход // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 1. С. 21-38.
  12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2006. 352 с.

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Мухитова Е.И., Колыванова В.В. КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ // Вестник науки и образования №12 (167), 2025, C. {см. журнал}.

 scientificjournal

Метки: компетенциисовременногопсихологаобразованиямифыреальность

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  
Категория: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Просмотров: 7