Меньшикова И.П.
Меньшикова Ирина Петровна – кандидат химических наук, доцент, заместитель заведующего, кафедра гуманитарных дисциплин, Московский инновационный университет, г Москва
Аннотация: процессы индустриализации, глобализации и активного внедрения цифровых технологий привели к масштабным изменениям в области образования. В рамках повышения цифровой компетентности обучающихся происходит полная пересборка образовательных программ и пересмотр необходимых педагогических технологий. Целью данной статьи является системный анализ цифровых технологий, которые можно применять для модернизации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Анализ проблемного поля исследований показывает, что существует несколько моделей для описания цифровой компетентности, при этом в настоящий момент каждый вуз в индивидуальном порядке переходит на смешанные (гибридные) форматы преподавания и реализует подходы к индивидуализации образования. В последующем требуется учет опыта модернизации образовательных процессов и разработки единых принципов и стандартов. Новизна работы заключается в анализе опыта цифровизации образовательных процессов вузов с учетом используемых педагогических технологий, а также моделей цифровых компетенций. В качестве актуальной на данный момент проблемы описана необходимость модернизации структуры образовательных курсов для онлайн-форматов обучения, а также учет необходимых материально-технических и кадровых ресурсов. Методология и методы исследований. При написании настоящей статьи был использован метод теоретико-эмпирического исследования: методы монографического исследования, анкетного опроса, интернет-источниками, методы анализа, синтеза, сопоставления, индукции и дедукции.
Ключевые слова: дистанционный формат, смешанный формат, модели цифровых компетенций, индивидуализация, технология обучения
APPLICATION OF THE DIGITAL TECHNOLOGIES FOR INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Menshikova I.P.
Menshikova Irina Petrovna – Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Deputy Head, DEPARTMENT OF HUMANITIES, MOSCOW INNOVATION UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the processes of industrialization, globalization, and active implementation of digital technologies have led to large-scale changes in education. As part of the improvement of digital competence of students there is a complete reassembly of educational programs and revision of the necessary pedagogical technologies. The aim of this article is a systematic analysis of pedagogical technologies that can be used to develop digital competencies of students in order to implement blended (hybrid) learning formats. Analysis of the problem field of research shows that there are several models for describing digital competence, and at the present moment each university has individually transformed education to the blended formats and implemented approaches to individualization of education. Subsequently, the experience of modernization of educational processes and the development of unified principles and standards is required. The novelty of the work lies in the analysis of the experience of digitalization of educational processes of universities, taking into account the pedagogical technologies used, as well as models of digital competencies. The need to modernize the structure of educational courses for online learning formats, as well as taking into account the necessary material, technical and staff resources is described as an urgent problem. Methodology and research methods. For writing this article method of the theoretical and empirical research has been used: methods of monographic research, questionnaire survey, Internet sources, methods of analysis, synthesis, comparison, induction and deduction
Keywords: distant format, blended format, models of the digital competences, individualization, educational technologies
Список литературы / References
- Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании // Исследование SEDeC. Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC). 2013. 50 с.
- Roux I., Nagel L. Seeking the best blend for deep learning in a flipped classroom – viewing student perceptions through the community of inquiry lens // International journal of educational technology in Higher Education. 2018. V.15. №6. P. 1-28
- Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D., Norberg A., Sicilla N. Blended learning: the new normal and emerging technologies // International journal of educational technology in Higher Education. 2018. V.15. №3. P. 1-16
- Galvis A.H. Supporting decision-making processes on blended learning in higher education: literature and good practices review // International journal of educational technology in higher education. 2018. V.15. №25. P. 1-38
- Bralic A., Dijak B. Intergrating MOOCs in traditionally taught courses: achieving learning outcomes with blended learning // International journal of educational technology in higher education. V.15. №2. P. 1-16
- Касаткина Н.Э., Градусова Т.К., Жукова Т.А., Кагакина Е.А., Колупаева О.М., Солодова Г.Г., Тимонина И.В. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие // ГОУ «КРИРПО». 2011. C. 237.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей. // Национальный психологический журнал. 2014. Т. 2. №14. C. 27-35.
- Башарина О.В., Яковлев Е.В. Формирование основ цифровой безопасности как компонента цифровой компетентности // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. Т. 2. №26. С. 31–36.
- Приказ от 24 января 2020 г. N 41 об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41/ (дата обращения: 18.03.2023).
- Vuorikari R., Punie, Y., Carretero Gomez S. Van den Brande G. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: The Conceptual Reference Model // Luxembourg Publication Office of the European Union. 2016
- Стивен Д. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 2020.
- Кондаков А.М. От школы для всех к школе каждого // Вестник РУДН. 2019. Т.16. №4. С. 295-307.
- Jansen R., van Leeuwen A., Janssen, J., Conijn R., Kester L. Supporting Learners’ Self-Regulated Learning in Massive Open Online Courses // Computers & Education. 2020. V. 146. P.103771.
- Rusli R., Rahman A., Abdullah H. Student Perception Data on Online Learning Using Heutagogy Approach in the Faculty of Mathematics and Natural Sciences of Universitas Negeri Makassar, Indonesia // Data in Brief. 2020. V. 29. P.105152.
- Atchoarena D., Selwyn N., Chakroun B., Miao F., West M., Coligny C. Working Group on Education: digital skills for life and work // Working Group on Education. UNESCO. 2017.
- Edström K. The role of CDIO in engineering education research: Combining usefulness and scholarliness // European Journal of Engineering Education. V. 45. P. 113-127.
- Сибирская школа геонаук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.istu.edu/deyatelnost/obrazovanie/instituty/ssg/default/ (дата обращения: 18.03.2023).
- Школа проектного лидера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ibmbmstu.ru/school-of-project-leaders-08-10-11/ (дата обращения: 18.03.2023).
- Академия G-energy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gazpromneft-sm.ru/ru/press-center/news/gazpromneft-sm-otkryla-akademiyu-g-energy/index.html/ (дата обращения: 18.03.2023).
- Коршунов С.В. О роли МГТУ им. Н. Э. Баумана в научно-методическом обеспечении высшей школы России (к 30-летию создания УМО) // Высшее образование в России. 2018. Т.27. №6. С. 152-167.
- Евдокимов Ю.К., Кирсанов А.Ю., Салахова А.Ш. Дистанционные автоматизированные учебные лаборатории и технологии дистанционного учебного эксперимента в техническом вузе // Открытое образование. 2009. Т.5. С. 101-116.
- Архипова С.М., Пулявина Н.С. Постковидный мир. Влияние пандемии на рынок профессий и формирование профессиональных компетенций // Экономика, предпринимательство и право. Т.12. №3.
- Fjeldly T.A., Shur M.S., Shen H., Ytterdal T. AIM-Lab: A system for Remote Characterization of Electronic Devices over the Internet // Source IEEE Xplore. Conference: Devices, Circuits and Systems. 2000. P. 11-16.
- Fjeldly T.A., Strandman J.O., Berntzen R. Lab-on-Web – A comprehensive electronic device laboratory on a chip assemble via internet // International conference on engineering education. 2002. P. 1-5.
- Berntzen R., Standman J.O., Fjeldly T.A., Shur M.S. Advanced Solutions for Performing Real Experiments over the Internet // International Conference on Engineering Education. 2001. P. 21-26.
- Graham D.R. The global state of the art in engineering education. Massachusetts Institute of Technology (MIT). 2018. 170 P.
- Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100.
- Меньшикова И.П. Тенденции цифровизации инженерного образования в высших учебных заведениях // Инженерное образование. 2022. Т. 32. №2. С. 17-32.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. |
||
Меньшикова И.П. ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Вестник науки и образования № 3 (134), 2023 [Электронный ресурс]. Меньшикова И.П. ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Вестник науки и образования № 3 (134), 2023, C. {см. журнал}. |
Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях
Tweet |