Тел.: +7(915)814-09-51 (WhatsApp)
E-mail:

Russian English
scientificjournal-foto2

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.

Печатная версия журнала «Вестник науки и образования» выходит ежемесячно (ориентировочно 19 числа, ежемесячно уточняется). Следующая печатная версия журнала выйдет - 21.01.2025 г. Статьи принимаются до 17.01.2025 г.

В электронной официальной версии (Роскомназдор Эл № ФС77-58456) журнала Вы можете опубликовать статью моментально после одобрения её публикации. Как отдельный электронный журнал, журнал выходит каждую пятницу. Следующая электронная версия журнала выйдет - 10.01.2025 г. Статьи принимаются до 09.01.2025 г.



Саяпин С.П.

Саяпин Сергей Петрович – кандидат юридических наук, младший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН), г. Москва

Аннотация: процесс цифровизации экономики требует актуализации законодательства в сфере регулирования цифровых платформ. Российская Федерация, подобно другим государствам, сталкивается с необходимостью определения правовых основ для функционирования цифровых платформ. На сегодняшний день наблюдается тенденция к разделению цифровых платформ на товарные и инвестиционные, при этом товарные платформы регулируются нормами антимонопольного законодательства.

Первоначальная попытка регулирования цифровых платформ была предпринята в 2018 году посредством законопроекта, инициированного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России. Однако данный законопроект не был одобрен Министерством экономического развития Российской Федерации вследствие недостатка четких определений терминов, содержащихся в проекте. В 2023 году был принят новый «антимонопольный пакет», который уточняет понятие цифровой платформы и внедряет нормы, направленные на запрет монополистической деятельности.

ФАС РФ разработала критерии для признания компании доминирующей на рынке, в том числе учитывающие влияние сетевых эффектов и финансовые показатели. Однако действующее регулирование все еще остается недостаточным для полноценного анализа конкурентной среды, поскольку в настоящее время отсутствует методология для определения барьеров входа на рынок и оценки потребительской ценности цифровых платформ.

Ключевые слова: пятый антимонопольный пакет, цифровая платформа, ФАС РФ, товарный рынок, правовое регулирование цифровых платформ, законодательство о цифровых платформах, товарные цифровые платформы.

REGULATION OF COMMODITY DIGITAL PLATFORMS IN THE CONTEXT OF THE ADOPTION OF THE FIFTH ANTITRUST PACKAGE: WHAT IS THE FUTURE?

Sayapin S.P.

Sayapin Sergey Petrovich - Candidate of Law, Junior Researcher of the Civil and Business Law Sector INSTITUTE OF STATE AND LAW OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES (ISL RAS), MOSCOW

Abstract: the process of digitalization of the economy requires the updating of legislation in the field of regulation of digital platforms. The Russian Federation, like other countries, faces the need to define the legal framework for the operation of digital platforms. Today, there is a tendency to divide digital platforms into commodity and investment platforms, while commodity platforms are regulated by antimonopoly legislation.

An initial attempt to regulate digital platforms was made in 2018 through a draft law initiated by the Federal Antimonopoly Service (FAS) of Russia. However, this draft law was not approved by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation due to the lack of clear definitions of terms contained in the draft. In 2023, a new “antimonopoly package” was adopted, which clarifies the concept of a digital platform and introduces norms aimed at prohibiting monopolistic activities.

The Federal Antimonopoly Service of Russia has developed criteria for recognizing a company as market dominant, including taking into account the impact of network effects and financial performance. However, the current regulation is still insufficient to fully analyze the competitive environment, as there is currently no methodology for determining market entry barriers and assessing the consumer value of platforms.

Keywords: fifth antimonopoly package, digital platform, FAS RF, commodity market, legal regulation of digital platforms, legislation on digital platforms, commodity digital platforms.

Список литературы / References

  1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=79428 (дата обращения: 11.12.2024 г.)
  2. Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» от 18 сентября 2018 г. № 26742-СШ/Д26и [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://orv.gov.ru/Files/GetFile?fileid=8442441b-aad2-4a9e-88d6-d3c3818d3565 (дата обращения: 11.12.2024 г.)
  3. Законопроект № 160280-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (в части совершенствования антимонопольного регулирования «цифровых» рынков) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/160280-8?ysclid=lf9sd5ag9y256304271 (дата обращения: 11.12.2024 г.)
  4. Касымов Р.Ш. Контроль монополизации в условиях цифровой экономики // Конкурентное право. 2019. № 4. С. 27-30.
  5. Истомин В.Г. Основные направления развития зарубежного антимонопольного законодательства в условиях цифровизации экономических отношений // Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности. Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. за выпуск: И.А. Антипин, Г.З. Мансуров. Екатеринбург, 2022. – 205 c.
  6. Коваленко А.И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ // Современная конкуренция. 2020. Том 14. № 1(77). С. 18–37.
  7. Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/cb29a7d08290120645a871be41599850/koncepciyapdf (дата обращения: 11.12.2024 г.)
  8. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 34, 23.08.2010.

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Саяпин С.П. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ПЯТОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПАКЕТА: КАКОВО БУДУЩЕЕ? // Вестник науки и образования №12 (155), 2024 [Электронный ресурс]. 

Саяпин С.П. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ПЯТОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПАКЕТА: КАКОВО БУДУЩЕЕ? // Вестник науки и образования №12 (155), 2024, C. {см. журнал}.

 scientificjournal

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  

Кто на сайте

Сейчас на сайте 190 гостей и нет пользователей

Импакт-фактор

Вконтакте

REGBAN