Russian English
scientificjournal-foto2

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.

Печатная версия журнала «Вестник науки и образования» выходит два раза в месяц(ориентировочно 14 и 29 числа, ежемесячно уточняется). Следующая печатная версия журнала № 18(54), декабрь 2018 г. Выйдет - 20.12.2018 г. Статьи принимаются до 18.12.2018 г.

В электронной официальной версии (Роскомназдор Эл № ФС77-58456) журнала Вы можете опубликовать статью моментально после одобрения её публикации



Фадина М.А., Кувырталова М.А.

Email: Fadina649@scientifictext.ru

Фадина Майя Александровна – учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» № 27;

Кувырталова Марина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра педагогики,

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

г. Тула

Аннотация: в статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы адаптации первоклассников. Показано, что в современных условиях влияния цифрового общества, акселерации, интенсификации образовательного процесса и др. возрастают риски образовательной среды, вызывающие среди прочих  сложности процесса адаптации детей, особенно на начальной ступени школьного образования.

 Данная проблема представлена многоаспектно. Особое внимание уделено рассмотрению готовности первоклассников к обучению в школе с психологических позиций. Педагогический фактор школьной адаптации обусловлен организацией образовательного процесса. Усложнение требований к образовательным результатам, возрастание нагрузки на познавательную сферу, новый круг общения в условиях класса, все большая ориентированность учебного процесса на самостоятельность и активность вызывают необходимость создания учителем ряда превентивных мер, облегчающих адаптационный процесс.

Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, опыта практической деятельности учителей начальных классов позволяет выделить следующие способы предупреждения сложностей школьной адаптации первоклассников: применение эмоционально-экспрессивных приемов управления уроком и поведением детей, использование на уроке игровых дидактических технологий, создание «ситуации успеха» посредством индивидуализации и дифференциации обучения, ориентация на демократический тип педагогического взаимодействия и пр.

В статье подчеркивается, что успешность процесса адаптации первоклассников зависит от их индивидуальных особенностей, уровня психологической готовности к обучению в школе, влияния самой образовательной среды и способов ее организации, общего микроклимата в семье, характеристик детско-родительских отношений, отношений с учителями и одноклассниками.

В связи с этим отмечается важность готовности учителя к организации адаптирующей деятельности. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, их работоспособность, дифференцируя учебную нагрузку, владея превентивными способами организации педагогического взаимодействия и предупреждения рисков современной образовательной среды, учитель создает условия для минимизации негативных явлений в процессе адаптации первоклассников, делает более рациональным процесс школьного обучения.

Ключевые слова: адаптация, образовательная среда, риски образовательной среды, деятельность учителя.

FEATURES OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF THE FIRST-PUPILS TO THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN SCHOOL AND THEIR ACCOUNT IN THE PRACTICAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Fadina M.A., Kuvyrtalova M.A.

Fadina Maya Aleksandrovna - primary school Teacher,

MUNICIPAL BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION EDUCATION CENTER № 27;

Kuvyrtalova Marina Aleksandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT OF PEDAGOGY,

TULA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY  L.N. TOLSTOY,

TULA

Abstract: the article analyzes the theoretical and practical aspects of the problem of adaptation of first-graders. It is shown that in modern conditions the influence of the digital society, acceleration, intensification of the educational process, etc., increases the risks of the educational environment, causing among others difficulties in the process of adaptation of children, especially at the initial stage of school education.

This problem is represented multidimensionally. Particular attention is paid to the consideration of first-graders' readiness for schooling from a psychological point of view. The pedagogical factor of school adaptation is determined by the organization of the educational process. The increasing complexity of the requirements for educational results, the increase in the load on the cognitive sphere, the new social circle in class conditions, the increasing orientation of the educational process towards independence and activity necessitate the creation of a number of preventive measures by the teacher to facilitate the adaptation process.

The analysis of the theoretical aspects of the problem under consideration, the practical experience of primary school teachers allows us to identify the following ways to prevent the difficulties of schoolchildren’s first-graders' adaptation: using emotional and expressive methods of managing the lesson and behavior of children, using the didactic technologies in the lesson, creating a “situation of success” by means of individualization and differentiation of teaching , focus on the democratic type of pedagogical interaction lr.

The article emphasizes that the success of the adaptation process of first-graders depends on their individual characteristics, the level of psychological readiness for schooling, the influence of the educational environment and ways of organizing it, the general microclimate in the family, the characteristics of parent-child relationships, relationships with teachers and classmates.

In this regard, the importance of a teacher’s readiness to organize adaptive activities is noted. Taking into account the individual characteristics of students, their performance, differentiating the workload, knowing preventive methods of organizing pedagogical interaction and preventing the risks of a modern educational environment, the teacher creates conditions for minimizing negative phenomena in the process of adapting first-graders and makes the school process more rational.

Keywords: adaptation, educational environment, risks of the educational environment, teacher activity.

Список литературы / References

  1. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / Вестник практической психологии образования, 2011. № 1 (26). С. 16-21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/47602/vestnik_psyobr./ (дата обращения: 11.10.2018).
  2. Варламова А.Я. Школьная адаптации / А.Я. Варламова, Институт проблем личностно ориентированного образования. ВолГУ, 2005. 203 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2014. 378с.
  4. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей / Психологическая наука и образование, 2000. № 1. С. 22—29. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2000/n1/Zelenova.shtml/ (дата обращения: 11.10.2018).
  5. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мин. гос. пед. ин-т им. А.М. Горького. Минск, 1987. 17 с.

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Электронная версия. Фадина М.А., Кувырталова М.А.ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ИХ УЧЕТ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ// Вестник науки и образования №13 (49), 2018. [Электронныйресурс].URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2018/VNO-49/osobennosti-protsessa.pdf (Дата обращения: ХХ.ХХ.201Х).

Печатная версия. Фадина М.А., Кувырталова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ИХ УЧЕТ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ // Вестник науки и образования №13 (49), 2018, C. {см. журнал}.

scientificjournal

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  

Кто на сайте

Сейчас 103 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Импакт-фактор

Вконтакте

REGBAN