Печать

Проторенко И.Е., Прозорова Н.Г.

Проторенко Игорь Евгеньевич – аспирант,

Прозорова Наталья Геннадиевна – кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра иностранных языков №1,

Кубанский государственный технологический университет,

 г. Краснодар

Аннотация: в данной работе рассматривается лингвокультурный концепт «война» через призму современного немецкоязычного музыкального творчества. Анализ трёх композиций, содержащих военную тематику, позволил выделить основные метафорические модели: представление войны как преступления, внутреннего конфликта и механистической системы. Полученные данные свидетельствуют о превалировании в исследуемых музыкальных произведениях критического восприятия военной темы, что отражает специфику немецкого исторического опыта.

Ключевые слова: концепт, война, когнитивная метафора, лингвокульторология, метафорическая модель, Германия.

THE LINGUOCULTURAL CONCEPT OF 'WAR' IN SELECTED GERMAN-LANGUAGE SONGS TEXTS OF THE XXI CENTURY

Protorenko I.E., Prozorova N.G.

Protorenko Igor Evgenevich – PhD Student,

Prozorova Natalia Gennadiyevna – PhD in Pedagogics,

Associate Professor,

DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES No.1,

KUBAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY,

KRASNODAR

Abstract: this paper examines the linguiocultural concept of "war" through the prism of modern German-language musical creativity. The analysis of three compositions containing military themes allowed us to identify the main metaphorical models: the representation of war as a crime, internal conflict and a mechanistic system. The data obtained indicate the prevalence of critical perception of the military theme in the studied musical works, which reflects the specifics of the German historical experience.

Keywords: concept, war, cognitive metaphor, linguoculturology, metaphorical model, Germany.

Список литературы / References

  1. Воркачев С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия лит-ры и языка, 2001. №6 (60). С. 47-58.
  2. Воркачев С.Г. Ex pluribus unum: лингвокультурный концепт как синтезное образование// Вестник РУДН. Серия: Лингвистика, 2016. №2. С. 17-27.
  3. Паневина И.Г. Лексико-семантическая группа "воин" в немецком языке (диахронический аспект) // Гуманитарные и социальные науки, 2021. №2. С. 123-138.
  4. Коржнева Е.А. Концепт «Война» в немецкой и русской лингвокультурах // МНКО, 2012. №6. С. 82-85.
  5. Глазкова А.Е. Особенности немецкоязычного песенного дискурса (на материале текстов песен рок-исполнителей) // «Язык. Культура. Медиакоммуникация [Электронный ресурс]. 2024. №2. URL: https://lcmjournal.susu.ru/index.php/lcm/article/download/325/566?inline=1 (Дата обращения: 09.06.2025).
  6. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. London: The university of Chicago press, 2003. 276 p.
  7. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2003. 250 с.
  8. Каратаева Л.В. Ответственность как отличительный компонент концепта «война» в немецкой языковой картине мира (на материале произведений В. Борхерта) // Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. №2 (153). С. 47-53.

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

 Проторенко И.Е., Прозорова Н.Г. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ "ВОЙНА" В ОТДЕЛЬНЫХ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТАХ XXI ВЕКА ) // Вестник науки и образования №7 (162), 2025, C. {см. журнал}.

 scientificjournal

Метки: лингвокультурныйконцептвойнаотдельныхнемецкоязычныхпесенныхтекстахвека 

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  
Категория: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Просмотров: 10