Печать

Волкова Ю.С.

 Волкова Юлия Сергеевна– магистрант, факультета политических и социальных наук,  Российский государственный социальный университет,  г. Москва

Аннотация: в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между особенностями привязанности подростков к родителям и их учебной мотивацией. В исследовании приняли участие учащиеся старших классов МБОУ «Центр образования №23» г. Новомосковска Тульской области. Основываясь на концепции привязанности Боулби-Эйнсворт, работах по проблеме изучения привязанности детей к родителям, автор предпринял попытку определить существует ли взаимосвязь привязанности подростков к родителям и мотивации к обучению в школе. С целью определения качественных особенностей привязанности подростков в отношениях с родителями испытуемым были предложены методики «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберга (модификация А.Д. Андреевой)», методика диагностики учебной мотивации И.В. Домбровской (в валидизации Д.В. Каширского, 2020); методика диагностики привязанности к родителям и сверстникам - Inventory of Parent and Peer Attachment (IPPA, Armsden, Greenberg, 1991 в адаптации Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского, Т.Ю. Садовниковой, 2023). Проведенное исследование позволило выявить статистически значимую взаимосвязь учебной мотивации школьников с привязанностью к родителям и сверстникам.

Ключевые слова: привязанность, детско-родительские отношения, учебная мотивация, подростковый возраст.

RELATIONSHIP OF THE FEATURES OF ADOLESCENTS’ ATTACHMENT TO PARENTS AND THEIR LEARNING MOTIVATION

Volkova Y.S.

Volkova Yulia Sergeevna – Master's degree student, FACULTY OF POLITICAL AND SOCIAL SCIENCES, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article presents the results of a studyrelationship between the characteristics of attachment of adolescents to their parents and their educational motivation. The study involved high school students of MBOU "Education Center No. 23" in Novomoskovsk, Tula region. Based on the concept of Bowlby-Ainsworth attachment, works on the problem of studying children's attachment to parents, the author attempted to determine whether there is a relationship between adolescents ' attachment to parents and motivation to study at school. In order to determine the qualitative features of attachment of adolescents in relations with their parents, the test subjects were offered the methods "Diagnostics of learning motivation and emotional attitude to Spielberg's teaching (modification A.D. Andreeva)", I.V. Dombrovskaya's methodology for diagnosing learning motivation (in validation by D.V. Kashirsky, 2020); Inventory of Parent and Peer Attachment (IPPA, Armsden, Greenberg, 1991 in adaptation by N.V. Sabelnikova, D.V. Kashirsky, T.Yu. Sadovnikova, 2023). The study revealed a statistically significant relationship between students ' learning motivation and attachment to their parents and peers.

Keywords: attachment, child-parent relations, learning motivation, adolescence.

Список литературы/ References

  1. Иванова Н.С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.
  2. Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003, 477с.
  3. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. — 2009. — № 4. — С. 17–32
  4. Волкова Ю.С. Теоретический анализ взаимосвязи особенностей привязанности подростков к родителям и их учебной мотивации // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). URL: https://apni.ru/article/8206-teoreticheskij-analiz-vzaimosvyazi-osobennost
  5. Каширский Д.В. Мотивация учебной деятельности и трудности в обучении учащихся профильных и предпрофильных классов. – М.: Белый ветер, 2020. – 158 с.
  6. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. – ISBN 5-0900-1053-6.
  7. Сабельникова Н.В. Методы исследования привязанности в процессе возрастного развития в современной зарубежной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-issledovaniya-privyazannosti-v-protsesse-vozrastnogo-razvitiya-v-sovremennoy-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 26.09.2023)
  8. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Садовникова Т.Ю, РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ “ОПРОСНИКА ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ И СВЕРСТНИКАМ” Г. АРМСДЕНА И М. ГРИНБЕРГА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2023, том 44, № 2, с. 89–104
  9. Суворова О.В., Черемисова О.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка // «Вестник Мининского университета». – 2016, № 2, с. 222–226.
  10. Эйнсворт М.Д., Детско-материнская привязанность // Амереканская психологическая ассоциация- 1979. т. 11. - с. 67-104.

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Волкова Ю.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКОВ К РОДИТЕЛЯМ И ИХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ // Вестник науки и образования №2 (145), 2024 [Электронный ресурс]. 

Волкова Ю.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКОВ К РОДИТЕЛЯМ И ИХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ // Вестник науки и образования № 2 (145), 2024, C. {см. журнал}.

 scientificjournal

Метки: взаимосвязьособенностейпривязанностиподростковродителямучебноймотивации

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  
Категория: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Просмотров: 129