Печать

Осетрова В.А.

 Осетрова Влада Анатольевна – свободный соискатель на степень PhD,

кафедра истории музыки и критики,

Государственная консерватория Республики Узбекистан,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

 Аннотация: в данной статье рассматривается фортепианный цикл М. Бафоева, посвященный выдающимся героям народного эпоса (где впервые в своем фортепианном творчестве Бафоев вводит сказочные персонажи) и раскрывающий всю суть современного мира. В статье рассматриваются: сюжет, послуживший источником вдохновения для создания данного цикла; проблемы выбора героев; связующее зерно всего цикла, помимо сюжета; музыкальные приемы, с помощью которых композитор изображает каждого героя; новаторство композитора в узбекской фортепианной музыке; приводятся высказывания ученых, связанные с тематикой статьи, проводится музыкальный анализ с музыкальными примерами данного цикла.

Ключевые слова: М. Бафоев, цикл в музыке, фортепианный цикл, программные произведения, алеаторика, Бахши, Байсун, старуха Ялмагыз, Барчинай, Алпомыш.

 IMAGE OF THE PICTURE OF THE MODERN WORLD THROUGH THE FAIRY-TALE HEROES FROM THE UZBEK EPOS ON THE EXAMPLE OF M. BAFOEV’S CYCLE “AFTER READING ALPOMYSH”

Osetrova V.A.

 Osetrova Vlada Anatolevna – Cand. Sc. degree seeking applicant,

Department of Music History and Criticism,

State Conservatory of the Republic of Uzbekistan,

Tashkent, the Republic of Uzbekistan

 Abstract: this article discusses the piano cycle of M. Bafoev, dedicated to the outstanding heroes of the folk epic (where for the first time in his piano work Bafoev introduces fairy-tale characters) and reveals the whole essence of the modern world. The article discusses: the plot that served as a source of inspiration for the creation of this cycle; problems of choosing heroes; the connecting grain of the whole cycle, in addition to the plot; musical techniques with which the composer depicts each character; composer's innovation in Uzbek piano music; statements of scientists related to the subject of the article are given, a musical analysis is carried out with musical examples of this cycle.

Keywords: M. Bafoev, cycle in music, piano cycle, program works, aleatoric, Bakhshi, Baysun, old woman Yalmagyz, Barchinay, Alpomysh.

 Список литературы / References

  1. Жданова Г.В. Симфония // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 499. —50 000 экз. ISBN 5-85270-033-9
  2. Неклюдов Ю.И. Сюита // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 529—530. 150 000 экз. ISBN 5-85270-033-9.
  3. Фраёнов В.П. Циклические формы // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 615. 150 000 экз. ISBN 5-85270-033-9.
  4. Чинаев В.П. Соната // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 529—530. 150 000 экз. ISBN 5-85270-033-9.
  5. Асафьев Б.В. Программная музыка. Путеводитель по концертам. Словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий. 2-е изд., доп. М.: Советский композитор, 1978. С. 109–110.
  6. Хохлов Ю. Программная музыка. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / под ред. Ю.В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 4. Стб. С. 442.
  7. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с
  8. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? М.: Музгиз, 1962. С. 53–54.
  9. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1994.
  10. Чайковский П.И. О программной музыке. Избр. отрывки из писем и статей. М., 1952. 112 с.
  11. У Сук Енг. Фортепианная программная музыка в истории культуры: Проблема взаимодействия искусств: дис. канд. культурологии: 24.00.01. М., 2003.
  12. Краткое содержание эпоса «Алпомыш». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-eposa-alpamysh/ (дата обращения: 03.08.2022).
  13. Бахши // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: «Просвещение», 1974. С. 29. 509 с. 300 000 экз.
  14. Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка. М., 1928.
  15. Байсун. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourister.ru/world/asia/uzbekistan/city/boysun/ (дата обращения: 03.08.2022).

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Электронная версия. Осетрова В.А. ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ ИЗ УЗБЕКСКОГО ЭПОСА НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА М. БАФОЕВА «ПО ПРОЧТЕНИЮ АЛПОМЫША»// Вестник науки и образования № 7 (127), 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://scientificjournal.ru/images/PDF/2022/127/organizatsiya-nejro.pdf

Печатная версия. Осетрова В.А. ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ ИЗ УЗБЕКСКОГО ЭПОСА НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА М. БАФОЕВА «ПО ПРОЧТЕНИЮ АЛПОМЫША»// Вестник науки и образования № 7 (127), 2022, C. {см. журнал}.

 scientificjournal

 

Метки: изображениекартинысовременногомирапосредствомсказочныхгероевузбекскогоэпосапримерециклабафоева«попрочтениюалпомыша»

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  
Категория: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Просмотров: 84