Печать

Мусулманова Н.Р.

Email: Musulmanova6105@scientifictext.ru

Мусулманова Наргиза Рахматиллаевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель,

кафедра узбекского языка, факультет узбекского языка,

Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются проблемы преподавания узбекского языка в иноязычных группах на примере языковых ярусов. Анализируются некоторые задания из школьных учебников и предлагаются варианты для решения этих проблем. А также комментируются категориальные, смежные и сопутствующие значения грамматики узбекского языка. Как выясняется, грамматическая форма помимо категорильных и смежных значений, которые относятся к общему грамматическому значению, в речи реализуют две разные производные: 1) значения, образуемые под влиянием употребляемых вместе единиц; 2) неспецифическое значение, которое не образовано под воздействием сопутствующих единиц. Мы решили целесообразным называть эти значения термином “сопуствующие значения”. В языкознании используется термин “сопутствующее значение”, которое в большинстве случаев соответствует значению термина “некатегориальное значение” грамматических категорий.

В силу того, что сопуствующее значение в отличие от смежного является речевым отражением, оно отличается чрезвычайным разнообразием и противоречивостью. Следует отметить, что значения времени и залога настолько тесно взаимосвязаны друг с другом, что в большинстве случаев семантические особенности залога невозможно отделить от времени, а значения времени невозможно толковать отдельно от значений залога. А это не говорит о том, что они зависимы.

Ключевые слова: категориальные, смежные и сопутствующие значения, грамматика, предикативная категория, дифференцированное преподавание, категория времени, категория наклонения, категория залога, категории глагола, категории имя существительного, грамматическая категория, грамматическая форма.

PROBLEMS OF TEACHING UZBEK LANGUAGE TO FOREIGN LANGUAGE GROUPS (IN CASE OF LANGUAGE TIERS)

Musulmanova N.R.

Musulmanova Nargiza Rakhmatillaevna - Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer,

 UZBEK LANGUAGE DEPARTMENT, UZBEK LANGUAGE FACULTY,

TASHKENT STATE UNIVERSITY OF LANGUAGE AND LITERATURE NAMED AFTER ALISHER NAVОI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the paper analyzes the problems of teaching Uzbek language to foreign language groups with cases of language tiers. Some tasks from school books are being analyzed and several solutions for the issue are being suggested. Moreover, categorical, contiguous and concomitant meanings of the grammar of the Uzbek language are commented. As it turns out, the grammatical form, in addition to categorical and contiguous meanings, which are related to the general grammatical meaning, are realized in speech by two different derivatives: 1) meanings formed under the influence of units used together; 2) non-specific meaning, which is not formed under the influence of accompanying units. We decided to use the term co-meanings to refer to these values. In linguistics, the term “concomitant meaning” is used, which in most cases corresponds to the meaning of the term “non-categorical meaning” of grammatical categories. Due to the fact that the concomitant meaning, in contrast to the adjacent one, is a speech reflection, it stands out with extreme diversity and contradiction. It should be noted that the meanings of time and voice are so closely interconnected with each other that in most cases, the semantic features of the voice cannot be separated from time, and the meanings of time cannot be interpreted separately from the meanings of the voice. And this does not mean that they are dependent.

Keywords: categorical, contiguous and concomitant meanings, grammar, predicative category, differentiated teaching, tense category, mood category, voice category, verb categories, noun categories, grammatical category, grammatical form.

Список литературы / References

Ссылка для цитирования данной статьи

scientificjournal-copyright    

Электронная версия. Мусулманова Н.Р. О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ (НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКОВЫХ ЯРУСОВ) // Вестник науки и образования № 2(105), 2021 [Электронныйресурс].URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2021/105/o-problemakh-prepodavaniya.pdf (Дата обращения:ХХ.ХХ.201Х).

Печатная версия. Мусулманова Н.Р. О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ (НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКОВЫХ ЯРУСОВ) // Вестник науки и образования № 2(105), 2021, C. {см. журнал}.

scientificjournal

Метки: проблемахпреподаванияузбекскогоязыкаиноязычныхгруппахпримереязыковыхярусов

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях

      Tweet   
  
  
Категория: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Просмотров: 624